Новости Донецка и области3 февраля 2016 годаМир развивается, он уже не будет таким как раньше, но люди не хотят этого понимать - они хотят остаться в комфортном мире советского прошлого (видео)участники выставки На территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ открывается выставка «Восстановление памяти» - художественный проект, созданный кураторами-переселенцами из Крыма и Донбасса. «Мы решили сделать выставку, которая будет попыткой рефлексии о восстановлении непрерывности исторического процесса, восстановлении связей с оккупированной территорией, с семейными архивами и реликвиями», - рассказала Аня Медведева, директор по коммуникациям фонда ИЗОЛЯЦИЯ, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре. «Мы решили делать это не чьим-то личным проектом, а объединить столько художников из Донбасса и Крыма, сколько захотят принять участие, потому что это совместная травма, и было бы логично, чтобы каждый мог высказаться, поделиться своим видением», - отметил Андрей Достлев, куратор выставки. Территорию ИЗОЛЯЦИИ выбрали для выставки не случайно, ведь фонд в свое время тоже стал изгнанником-переселенцем. В его помещении в Донецке теперь находится склад оружия и провианта боевиков и тюрьма. Проект «Оккупация» Андрея Достлева, куратора выставки - это «оккупация чужих историй и чужих фотографий». «Я восстанавливал фото из своего семейного архива - так, как я их помню - с чужих семейных фото, купленных на« барахолках, которые я вырезал, склеивал, разрисовывал - так, чтобы они были похожи на фотографии из моего альбома, - рассказывает он. - Этот метод - это почти та же оккупация: я «оккупируют» чужие воспоминания, чужие истории, нагло вмешиваюсь в них - режу, склеиваю. Это почти то же самое, что происходит с Донецком, с Луганском, с Крымом». Крымскотатарская художница Эмине Зиятдинова представит на выставке проект «Дом». «Это проект о моей семье - о бабушке, матери, обо мне и о крымских татарах. Это проект о том, каким образом коллективная память не совпадает с индивидуальной памятью, и каким образом сегодня публичный дискурс в Крыму не совпадает с личным восприятием событий в Крыму», - рассказывает Эмине Зиятдинова. Например, ее бабушка до «перестройки» даже не знала о депортации - прабабушка решила замолчать правду из соображений безопасности. Соответственно, под влиянием школы и общества она осознавала себя «советским человеком» - и только после открытой правды, после возвращении в Крым, начала переосмысливать все заново. Для Эмине, наоборот, правда об истории собственного народа стала частью идентичности. В центре проекта художников Krolikowski Art - Александра и Александры Кроликовски - своеобразная «реконструкция реконструкции». На момент начала беспорядков на востоке художникам не удалось сразу вывезти свои архивы, вернулись домой они только через некоторое время. «Все наши архивы - километры пленок - были уничтожены. Еще тогда, весной, когда уже была захвачена ОГА в Донецке, мы начали фотографировать и реконструировать фотографии, которые мы делали в детстве, юношестве и позже. Из этого материала мы сейчас делаем инсталляцию», - рассказал Александр Кроликовски. Проект гораздо глубже, чем просто попытка восстановить утраченную память: художники углубляются в рефлексию о специфике отношения к культуре на Донбассе, того, как это влияло на формирование идентичности жителей региона - или отсутствие сформированной идентичности - и как это могло повлиять на то, что именно в этом регионе существующие противоречия, подогретые пропагандой, привели к вооруженному конфликту. «Ситуация, которую мы видим сейчас - это не только политический кризис. Это культурный кризис, потому что отношение к культуре и формирует политическую и экономическую ситуацию, - убежден Александр Кроликовски. - Так случилось, что на оккупированных территориях люди стремятся сохранить прошлое. Мир развивается, он уже не будет таким как раньше, но люди не хотят этого понимать, хотят остаться в комфортном мире советского прошлого ». А в этом прошлом, отмечает художник, культура была «развлечением, не более». «Люди не понимают, что сейчас культура является основным двигателем изменений, а информация - самой большой ценностью», - уверяет Александр Кроликовски. |