новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области
Главная Архив новостей Наши Контакты Поиск по сайту:

Новости Донецка и области

8 марта 2016 года

Дети-сироты в оккупации: усыновление проходит по «законам ДНР-ЛНР»

ДНР-ЛНР 

ДНР-ЛНР

С начала боевых действий с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей постепенно вывозились дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки. Сейчас этот процесс заблокирован - боевики не позволяют им покидать выдуманные «республики». Никто точно не знает, сколько воспитанников в интернатах осталось в оккупации. Абсолютно закрытая информация - о динамике усыновления. «Четвертая Власть» попыталась разобраться в детской теме на неподконтрольных территориях Донбасса.

В интернатах в оккупации - от трех до семи тысяч детей

Эксперты, которые занимались проблемами детей-сирот еще до оккупации, считают, что детская тема в так называемых «республиках» отброшена на поколения назад: интернаты держатся разве что благодаря гуманитарной помощи и, пусть и малому, но финансированию, а процесс усыновления проходит по законам боевиков. Несмотря на это, сирот в занятой боевиками части Донецкой и Луганской областей осталось довольно много. По разным данным, от трех до семи тысяч.

По информации пресс-службы Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы, до начала проведения АТО в Донецкой и Луганской областях было более 14,5 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Из них около 12 тысяч проживали в семьях опекунов, приемных семьях, детских домах семейного типа, 2593 воспитывались в интернатных заведениях.

За время войны эвакуировали более 1800 детей-сирот. Их разместили в разных регионах Украины - в Одесской области, харьковском Доме ребенка, санаторно-оздоровительных учреждениях Святогорска Донецкой области. Здесь нужно различать, что в интернатах живут не только те, кто реально имеет статус сироты, но и такие дети, которых родители «отдали на время». Социальное сиротство - довольно масштабно, количество таких воспитанников интернатов доходит до 70% от общего числа. Тем не менее, после начала боевых действий из Донбасса вывозились только те дети, которые имеют статус сироты. Остальные просто вернулись либо к родителям, либо в те же интернаты.

«На временно оккупированной территории, где органы украинской власти не осуществляют свои полномочия, находится более 7 тысяч детей-сирот. Это только дети, которые проживают в семьях опекунов, приемных семьях и в детских домах семейного типа», - рассказали «Четвертой Власти» в пресс-службе Николая Кулебы.

Волонтеры, которые имеют ограниченный, но все-таки доступ к оккупированным территориям, дают свои данные о количестве детей в интернатных учреждениях. Так, глава Украинской сети за права ребенка и проекта «Сиротству - нет!» Фонда Рината Ахметова Дарья Касьянова отмечает, что на сегодняшний день волонтеры насчитывают около 3500 детей, которые находятся в интернатах на неконтролируемых территориях.

«Мы постоянно мониторим эту ситуацию, поскольку мы там работаем. Мы видим, что количество детей в интернатных учреждениях растет. Если говорить о местах, из которых мы эвакуировали детей в мае, июне, июле 2014 года, то все интернаты работают. Туда пришли другие дети, у них другие жизненные обстоятельства, но дети в интернатах есть», - рассказала Дарья Касьянова.

Соучредитель общественной организации «Ответственные граждане» Евгений Шибалов отмечает, что эвакуация детей в начале проведения АТО проходила исключительно по инициативе волонтерских организаций. По его словам, в начале августа 2014 года интернатные учреждения действительно опустели, но потом быстро начали наполняться новыми воспитанниками, оказавшимися в совершенно нетипичных обстоятельствах. Это - дети тех, кто погиб в результате боев, обстрелов, а также тех, кого признали социально-неадаптированными к изменившимся условиям жизни. Шибалов не может назвать точную цифру, сколько на данный момент сирот на оккупированных территориях, но считает, что вдвое меньше от довоенного количества.

«Всего мы работаем с 15-ю учреждениями в Донецкой области. В них сейчас находятся 824 воспитанника. Например, мы ездили в интернат в Шахтерске, где до войны было 30 детей. Там осталось 15 воспитанников», - рассказал Шибалов.

Глава фонда «Сиротству - нет!» Дарья Касьянова также подтверждает, что в связи с боевыми действиями в Украине появилась новая категория, которой до этого никогда не было - дети, родители которых либо воюют, либо погибли.

«Если мы раньше в Украине говорили о биологическом сиротстве, которое составляло не более 8-10% от общего масштаба проблемы, то сегодня количество детей, которые потеряли своих родителей, увеличивается», - подчеркивает Дарья Касьянова.

Процесс усыновления идет, но медленно

Что касается усыновления на оккупированных территориях, то информацию об этом процессе можно лишь «нащупать», сложив обрывки разных, приблизительных комментариев воедино. На данный момент в неподконтрольных Украине населенных пунктах могут работать разве что представители международных организаций. Тем не менее, точных данных по детской теме нет и у них.

Глава Мониторинговой Миссии ООН по правам человека Фиона Фрейзер заявила в комментарии «Четвертой Власти», что права детей-сирот - это сфера, действительно отслеживаемая экспертами. По ее словам, дети составляют огромную часть из тех, кто до сих пор находится в зоне АТО. Тем не менее, точных данных о количестве сирот, а тем более, о процессе их усыновлении, Фрейзер не назвала. Она лишь отметила, что за последний год глобальных изменений в этой сфере не произошло.

В июне 2015 года ресурсы «ДНР» с гордостью заявляли, что 1070 жителей «республики» хотят усыновить ребенка. Что касается детей-сирот и тех, чьи родители лишены прав на опеку, то их, по словам и.о. директора «государственной службы по делам семьи и детей» «ДНР» Светланы Майбороды, насчитывалось более 3670.

«Приемные родители прошли все предусмотренные законодательством необходимые проверки и процедуры, прежде чем ребенок был им передан», - говорила уже в июле «советник» главы «ДНР» по правам ребенка Яна Чепикова, комментируя первое усыновление в так называемой «республике».

В конце сентября уже 16 человек, по информации на сепаратистских ресурсах, официально усыновили детей. В ноябре отмечалось, что более 60 жителей «республики» являются кандидатами в усыновители.

По полученным данным, этот процесс на неконтролируемых территориях все-таки проходит, но по законам боевиков. Поэтому при выезде из оккупации любой документ об опекунстве в Украине не будет иметь никакой юридической силы. Кроме того, сирот, которые попали в интернаты уже после начала АТО, вообще нет в украинских базах данных.

Евгений Шибалов, который находился в Донецке до февраля 2016 года, отмечает, что тяжело говорить о процессах усыновления именно по той причине, что официально на оккупированных территориях невозможно оформить опекунство.

«Дети официально не могут получить статус сироты. Для них этого статуса не существует», - говорит Шибалов, подчеркивая, что воспитанники интернатов, несмотря на оккупацию части территории, продолжают оставаться гражданами Украины.

Руководитель проекта «Сиротству - нет!» Дарья Касьянова рассказывает «Четвертой Власти», что на горячие линии часто звонят жители Донецка, Луганска, Горловки с вопросом, могут ли они усыновить детей.

«К сожалению, не могут, если у них нет справки переселенца здесь, на нашей территории. Тем не менее, мы знаем факты оформления детей, когда берут ребенка под опеку там, на неконтролируемой территории, потом приезжают на украинскую территорию, легализуют себя и ребенка. Сейчас такие случаи очень сложные. Детей-сирот с неконтролируемых территорий на украинскую вывозить запрещено», - говорит Касьянова.

Она также добавляет, что четкая статистика усыновления действительно неизвестна, так как нет достоверной информации с той стороны. Кроме того, этот процесс - очень частный, касается в большинстве лишь ребенка и родителей, которым удалось установить с ним контакт. Относительная закрытость данных - так было всегда.

Органы украинской власти в этом вопросе придерживаются официального мнения: никаких сведений об усыновлении детей-сирот на неконтролируемых территориях нет и быть не может по той причине, что если этот процесс и проходит, то незаконно.

«В настоящее время на оккупированных территориях не работают органы власти Украины. Самопровозглашенные органы власти «ДНР» и «ЛНР» не признают законодательства Украины и осуществляют деятельность по своему усмотрению. Все решения, которые там принимаются, в том числе, об усыновлении детей, являются незаконными, поскольку приняты не государственными органами Украины», - комментируют в пресс-службе Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы.

Журналист «Четвертой Власти» неоднократно пыталась связаться с несколькими детскими домами в Донецке, чтобы узнать более точную информацию об усыновлении детей-сирот, но за время подготовки материала по указанным номерам телефонов так никто и не ответил.

Усыновление гражданами России: такие случаи не фиксировали

Неоднократно сторонники «республик» в соцсетях отмечали, что детей из оккупированного Донбасса готовы усыновить граждане России. Тем не менее, эту информацию опровергают даже в «ДНР», мотивируя тем, что международное усыновление здесь пока невозможно. Причиной называют отсутствие дипотношений даже с РФ.

«Пока не наладим нашу работу на уровне международного сотрудничества, пока у нас не появятся дипломатические отношения с другими странами, мы не сможем осуществлять международные усыновления», - объясняла ситуацию Яна Чепикова.

Не знают о таких фактах и в общественных организациях. Лишь отмечают, что периодически Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов призывает россиян брать на попечение детей из Донбасса. Кроме того, Россия завозит в интернаты гуманитарную помощь.

«Усыновление гражданами России - мы еще такие случаи не фиксировали. Зато к детям, которые находятся на украинской территории, интерес к усыновлению со стороны россиян очень высок. К тем, которые были эвакуированы из зоны АТО. То, что на неконтролируемых территориях украинцы все равно усыновляют детей - это факт. Что касается россиян - еще таких случаев не было. Я о них не знаю», - говорит Дарья Касьянова.

Интернаты получили «второе дыхание»

Журналистка, которая работает на оккупированной территории и захотела остаться анонимной, рассказала «Четвертой Власти», что после того, как Украина потеряла контроль над Донецком, в городе начали расклеивать объявления о приеме детей в интернаты.

«Интернаты только радовались, клиенты ведь возвращаются. Они получили «второе дыхание», ведь каждое из заведений пытались поддержать командиры боевиков. Например, покойный Мозговой в Луганске. Это для них престижно», - рассказывает она.

При этом, если центральные интернаты в Донецке, например, получают помощь и от «власти республик», и от международных организаций, и от России, то в маленьких городах их состояние, по словам очевидцев, просто катастрофическое.

Тем не менее, их вряд ли закроют. И вряд ли отдадут опекунам всех воспитанников. По словам экспертов, эти заведения выживают именно благодаря тому, что там есть дети. Поэтому каждый сотрудник заинтересован сохранить большое количество воспитанников, чтобы могли выжить стены и люди-сотрудники.

Судя по данным пресс-службы Уполномоченного Президента Украины по правам ребенка Николая Кулебы, опубликованным в Facebook, из 100% финансирования, выделенного на интернатные учреждения, на нужды детей уходит чуть больше 10%.

В непризнанных «республиках» интернаты, как одна из выдумок советской системы, лишь культивируются. Доходит до того, что боевики требуют вернуть назад вывезенных из оккупации детей, торгуясь за них. Что же касается финансирования - в этом аспекте вряд ли что-либо изменилось. Дети-сироты как и прежде получают на свои нужды лишь 10% из 100%.

Виктория Ищенко, vlada.io

 


Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере   Донбасс информационный в Instagram   Донбасс информационный в Telegram

Архив Новостей

2024 март
2024 февраль
2024 январь
2023 декабрь
2023 ноябрь
2023 октябрь
2023 сентябрь
2023 август
2023 июль
2023 июнь
2023 май
2023 апрель
2023 март
2023 февраль
2023 январь
2022 декабрь
2022 ноябрь
2022 октябрь
2022 сентябрь
2022 август
2022 июль
2022 июнь
2022 май
2022 апрель
2022 март
2022 февраль
2022 январь
2021 декабрь
2021 ноябрь
2021 октябрь
2021 сентябрь
2021 август
2021 июль
2021 июнь
2021 май
2021 апрель
2021 март
2021 февраль
2021 январь
2020 декабрь
2020 ноябрь
2020 октябрь
2020 сентябрь
2020 август
2020 июль
2020 июнь
2020 май
2020 апрель
2020 март
2020 февраль
2020 январь
2019 декабрь
2019 ноябрь
2019 октябрь
2019 сентябрь
2019 август
2019 июль
2019 июнь
2019 май
2019 апрель
2019 март
2019 февраль
2019 январь
2018 декабрь
2018 ноябрь
2018 октябрь
2018 сентябрь
2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
Copyright © 2011 - 2024 | donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!