новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области
Главная Архив новостей Наши Контакты Поиск по сайту:

Новости Донецкой области (Донбасса) и Украины

1 декабря 2017 года

Один день бесконечной войны: Оборона Луганского аэропорта

Луганский аэропорт 

Луганский аэропорт

Оборона Луганского аэропорта незаслуженно оказалась в тени аналогичной операции в Донецке. Тем не менее ее можно смело назвать даже более успешной в тактическом плане — несмотря на то, что и там, и там аэропорт как инфраструктурный объект был потерян, однако потерь в Луганском аэропорту было меньше, да и эвакуация обошлась в гораздо меньше человеческих жизней.

Без сомнения можно утверждать, что одним из самых критических дней во всей истории обороны аэропорта было 31 августа 2014 года.

К тому моменту командование сектора «А», имея на руках объективные данные разведки о вторжении четырех батальонно-тактических групп российской армии на луганском направлении, начало проводить масштабную эвакуацию прежде всего артиллерии и танков. Таким образом, защищать остатки аэропорта к концу августа осталась только 1-я рота 1-го батальона 80-й аэромобильной бригады с приданными минометчиками и танками «Булат» 1-й бригады (всего, по разным данным, 5 или 6 единиц).

На тот момент, по воспоминаниям одного из бойцов «Айдара» Андрея Совы, аэропорт представлял собой «..просто поле, кое-где обнесенное сеткой-рабицей. Со взлеткой, перепаханной „артой“, „рулежкой“ перед терминалом, собственно терминалом, десятком-полтора вспомогательных сооружений и двумя бункерами. Терминал с окошками-иллюминаторами, как в самолете, и метеовышкой. И еще типа улица, которая шла в сторону Лутугино, на которой находились вспомогательные сооружения аэропорта. Какая-то администрация, пожарная часть, склад ГСМ и боксы по другой стороне».

Многим защитникам аэропорта к тому моменту было понятно, что штурм неизбежен, и он начался именно 31 августа.

В 2 часа ночи противник начал серьезный обстрел позиций защитников, при этом был задействован серьезный калибр — российские артиллеристы старались поразить бункеры на территории, которые фактически являлись основой обороны. Так как обстрелы из 122-мм и 152-мм орудий, которые проводились в предыдущие дни, были малоэффективны, то привлекли орудия больших калибров.

Очевидец этих событий Сергей Грицюк (на тот момент находился на блокпосту № 6) вспоминал: «Что больше всего запомнилось в ту ночь? То, что такая машинка, как „Пион“ постоянно, через каждые 8 минут „ложила“ в одну и ту же точку. Очень точно. Постоянно: терминал, терминал, терминал...

После того, как мы вышли на связь с нашим командиром батальона, мы со второго залпа накрыли этот „Пион“. В 04:02 этот „Пион“ больше не стрелял».

Боец не мог знать, что фактически это был 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», который россияне подтянули для штурма ЛАП. По крайней мере, имеется фото одной такой артиллерийской установки из состава 18-го отдельного самоходно-миномётного дивизиона (место дислокации — г. Тамбов) «на учениях» в Миллеровском районе Ростовской области в августе — сентябре 2014 года. И еще: по неофициальным данным (других ввиду закрытости в РФ темы потерь, увы, просто нет), в дивизионе за «донбасскую командировку» был один погибший. Как говорится, выводы пусть каждый делает сам.

Примерно в 04:00 началась уже полноценная артиллерийская подготовка по всему периметру: россияне и боевики использовали буквально все, что у них было — от 152-мм орудий до 82-мм минометов. Особенно сильным ударам подверглись наши позиции — «блокпост № 2» (где на тот момент уже никого не было), «блокпост № 3, 4 и 5».

Около 06:00 началось танковое наступление: между «блокпостом № 1» и «блокпостом № 3», развернувшись в линию, атаковали сразу два десятка вражеских танков (по мнению обороняющихся, это были две усиленные танковые роты Т-90). Это направление было выбрано не случайно — фактически единственное место в обороне, где есть такие большие открытые пространства.

Боец с позывным «Сухой» вспоминал: «Они начали заходить через 3-й пост. Посты начали отходить к 8-му — это противоположная сторона „взлетки“. Отошли остатки минометной батареи, остатки 2-й и 3-й рот — там по пару человек оставалось, которые не успели отойти к своим — они попали в плен или отошли к нам — в бункер, где мы их уже забрали и выводили».

В этот момент примерно в 07:00 по приказу штаба сектора (по другим данным — самовольно) сводная танковая рота 1-й бригады отдельными экипажами оставила позиции по периметру обороны и ушла на Георгиевку и далее в глубокий тыл. Это, с одной стороны, значительно ухудшило положение гарнизона, однако, с другой стороны, в условиях артиллерийского «ада» выжить танкистам и сохранить технику было малореально.

С 11:00 противник начал штурм позиций «блокпоста № 5». В этот момент очень важным фактором стала работа артиллерии сектора и «всего, что могло стрелять». «Работала и наша артиллерия из „Точки-У“, работала авиация. Они работали по координатам, которые мы давали, по скоплению войск противника. Вертолеты прилетали два раза, отрабатывали и уходили. Больше они не прилетали. Артиллерия работала постоянно». По официальным данным, ракетчики 19-й бригады за 31-е число выпустили 9 ракет, причем все с кассетной боевой частью (конкретные цели неизвестны по понятным причинам, однако как минимум пять были нацелены в район ЛАП).

Серьезно огрызались и защитники: было сожжено несколько вражеских единиц бронетехники. Вот характерные воспоминания: «Мы увидели танк, выстрелили из РПГ и хлопнули один танк. Уничтожили. Потом обстреляли БМП — не давали им просто так подойти».

Причем без устойчивой связи бой очень скоро перерос в хаотичные стычки по всем направлениям. В этих условиях происходили самые невероятные в других обстоятельствах столкновения. Один из случаев вспоминает Виталий Кобрин: «Когда мы передвигались по территории аэропорта, увидели, как по взлетке трое вооруженных в российской форме и тельняшках ведут наших пленных. Наши идут, подняв руки. Это были люди из дивизиона.

Около десяти человек. Мы открыли огонь и таким образом отбили наших пленных. Это был огонь на поражение. Рискованно, конечно, потому что там были наши. Но выбора не было. В плену было бы хуже, потому что артиллеристов убивали сразу. Отбили мы их, и они побежали вместе с нами, говорили спасибо. Одному из них, может быть, и мы случайно прострелили руку...».

Причем в какой-то момент россияне и поддерживающие их боевики (интересно, что часть бандформирований категорично отказалась идти на штурм аэропорта) стали нести такие потери, что вынуждены были отойти. По словам командира 1-й роты 1-го батальона Юрия Руденко, «в один прекрасный момент бойцы докладывают, что услышали, как россияне говорят мол: ну их на х@й! Начали отъезжать понемногу».

Однако было совершенно очевидно, что противник просто отошел на перегруппировку, и примерно в 14:00 командир 80-й бригады Андрей Ковальчук, который находился в одном из бункеров, отдал приказ: «По максимуму уничтожить вражескую технику и отойти живыми». Из бойцов, которые оказались в бункерах, сформировали около десятка групп, задачей которых было обеспечить возможность выхода в направлении Георгиевки и собрать всех оставшихся по разным точкам обороны бойцов. Один из бойцов Николай Попович вспоминал: «Помню, когда наша группа выбежала, там стоял полусгоревший БТР. Механик БТРа, не знаю, каким образом, смог его завести, и мы вскочили и быстро покинули расположение. Когда мы сели в БТР, ротный передал по рации, чтобы мы проехали все посты, они все были в окружении. И мы проехали все посты, позабирали бойцов. А у другой группы была задача по максимуму собрать раненых и „двухсотых“. У каждого своя задача была...<...> Мы всех собрали, и на БТРе оказалось около сорока человек. И тогда в БТР попал РПГ, в средние колеса, они упали, и мы выехали из аэропорта на шести колесах».

В итоге примерно в 18:00 колонна смогла выбраться из уничтоженного аэропорта. Причем ее отход прикрывала немногочисленная артиллерия 24-й мехбригады, которая на тот момент еще оставалась на территории металлургического завода в Лутугино.

«Доехали до первого опорного пункта — это был опорный пункт прямо в поле...<...> километров семь от аэропорта, было видно все как на ладони, как все горело».

И еще: «Примерно в три часа мы выдвинулись к позициям артдивизиона и выехали в сторону Луганска. Что мне запомнилось во время этого выезда:  это был не хаотичный отход, это было более или менее организованно, когда подразделения выстраивались. Те, кто был на 8-м посту, организованно выезжали. Больше всего запомнилось то, что люди (гражданские) еще не до конца понимали, что происходит: когда мы проезжали Георгиевку, они нам махали руками, приветствовали, не понимая, что мы просто отходим из аэропорта. Конечно, настроение было паршивое».

Для 80-й бригады этот длинный день «стоил» 9 погибших солдат и сержантов (всего же за месяцы обороны десантники потеряли 29 своих побратимов). Вышло же гораздо больше. Потери противника подсчитать достаточно сложно по разным причинам — у бандформирований, по подсчетам независимых наблюдателей, погибло четверо, россиян — около десятка из состава 104-го и 234-го десантно-штурмового полков (причем как минимум трое получили орден Мужества за эти бои).

В целом можно говорить, что последний день обороны ЛАП показал, что десантные войска и артиллерия на тот момент оставались самыми подготовленными родами войск ВСУ. Недаром и оборону Донецкого аэропорта во многом вынесут они же.

fraza.ua

 


Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере   Донбасс информационный в Instagram   Донбасс информационный в Telegram

Архив Новостей

2024 март
2024 февраль
2024 январь
2023 декабрь
2023 ноябрь
2023 октябрь
2023 сентябрь
2023 август
2023 июль
2023 июнь
2023 май
2023 апрель
2023 март
2023 февраль
2023 январь
2022 декабрь
2022 ноябрь
2022 октябрь
2022 сентябрь
2022 август
2022 июль
2022 июнь
2022 май
2022 апрель
2022 март
2022 февраль
2022 январь
2021 декабрь
2021 ноябрь
2021 октябрь
2021 сентябрь
2021 август
2021 июль
2021 июнь
2021 май
2021 апрель
2021 март
2021 февраль
2021 январь
2020 декабрь
2020 ноябрь
2020 октябрь
2020 сентябрь
2020 август
2020 июль
2020 июнь
2020 май
2020 апрель
2020 март
2020 февраль
2020 январь
2019 декабрь
2019 ноябрь
2019 октябрь
2019 сентябрь
2019 август
2019 июль
2019 июнь
2019 май
2019 апрель
2019 март
2019 февраль
2019 январь
2018 декабрь
2018 ноябрь
2018 октябрь
2018 сентябрь
2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
Copyright © 2011 - 2024 | donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!