новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области

Новости Донецкой области (Донбасса) и Украины

25 апреля 2018 года

Христианство заканчивается там, где начинается политика

Петр Порошенко 

Петр Порошенко

Даже с помощью репрессий оппозиционеров и подавлением инакомыслия нынешняя украинская власть всё равно рискует с треском проиграть ближайшие выборы. Поэтому она постоянно предпринимает попытки хоть как-то приподнять свой упавший ниже плинтуса рейтинг. Но, не имея ни возможности, ни даже желания дать украинцам хлеба и свободы, власть лишь придумывает для них всё новые и новые зрелища, чтобы пиариться на фоне их декораций.

А так как своей жадностью нынешний режим намного превзошел предыдущий, и его просто «жаба душит» поднять своим избирателям уровень жизни (это ж людям деньги платить придется!), то он придумывает максимально дешевые, не требующие больших расходов политические представления. Больше года украинцам морочили голову безвизовым режимом – торжественной «перемогой», на которую не было потрачено ни копейки. Теперь вот очередь дошла до «создания единой украинской церкви», и пока что себестоимость этой затеи равна лишь расходам на отправку в Стамбул торжественного обращения к вселенскому патриарху.

Правда, в отличие от безвиза или Ассоциации, данная затея является еще менее достижимой, чем членство Украины в НАТО или Евросоюзе. Так что есть все основанию уже сейчас полагать, что она так и останется еще одной несбывшейся мечтой украинских национал-патриотов.

Богово и кесарево

Последний раз Петр Алексеевич публично участвовал в церковных делах еще в далеком 2009 году, когда он был рукоположен в диаконы и принял участие в праздничном крестном ходе. Правда, происходило это всё в Свято-Ионинском монастыре, принадлежащем Украинской православной церкви Московского патриархата. И если принять во внимание, что диакон – это младший священнический чин, то нынешний украинский президента является одним из тех самых «московских попов», о которых в последнее время с такой ненавистью кричат национал-радикалы.

При этом стоит вспомнить, в 2009 году Порошенко был кумом, другом и соратником Виктора Ющенко, который как раз тогда усердно пытался реализовать проект единой поместной православной церкви. Почему тогда Петр Алексеевич не поддержал кума в его грандиозном замысле, а побежал служить в Московский патриархат? Наверное, усердно готовился к скорой смене власти. Зато сегодня можно сказать, что Порошенко пошел по стопам Ющенко – и, видимо, закончит точно так же…

Итак, вопрос о создании в Украине собственной единой поместной православной церкви вновь акцентирован политиками. За 26-летнюю историю независимости это уже третья попытка воплотить данный проект в жизнь. Но сколько в нём политики, и сколько в нем религии? Кому больше всех и для чего именно нужнее такая церковь? А главное, что на данную инициативу сказал бы Иисус?

Впрочем, ответ Господа уже известен: в церкви нет ни эллина, ни иудея, а Богово не следует путать с кесаревым. Внесение в храм Божий национально-политических лозунгов недопустимо, равно как недопустима и пропаганда политической ненависти к христианам других церквей. В тоже время объединение православных в рамках одного народа, одной культуры, с созданием поместной церкви, не только возможно, но и удобно со всех точек зрения. А вот наличие в Украине сразу трех православных церквей (УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ) хотя и дает верующим большую свободу выбора, нередко приводит к конфликтным ситуациям.

Но в конфликтах обычно виноваты не церкви, а миряне, почему-то упорно не желающие понимать, что в чужой храм со своим уставом не ходят. Если крещение в УПЦ КП не признается в УПЦ МП, то и не стоит требовать от её священников отпевать по православным канонам умершего, которые не является таковым согласно правилам их церкви. И уж подавно не стоит в случае отказа поднимать шум, кричать о «московских попах», жаловаться в СБУ и звать на помощь «побратимов». Может быть, нужно было просто обратиться к батюшке из УПЦ КП?

К сожалению, проблема эта намного шире, чем кажется. Во-первых, православная церковь, пожалуй, самая политизированная в мире. Она стала таковой еще в Средние Века, когда была государственной (придворной) церковью Византии, и с тех пор все её «младшие сестры» возникали именно как «державные», в качестве партнеров светской власти, а с 20 века и в качестве союзников национальных движений.

Во-вторых, опять же, еще со Средневековья православная церковь была предрасположена к дроблению на автокефальные и автономные. Тут можно было сказать «в отличие от Рима», однако стоит вспомнить, что все европейские государственные (типа англиканской) и протестантские церкви образовались в ходе раскола католицизма во времена Реформации. Но те уходили от Рима вообще, порывая всякую связь с папским престолом, изменяя свою организацию, саму суть, а вот все православные церкви это просто самоуправляемые кусочки большого православного мира.

В настоящее время существует 15 автокефальных (включая Константинопольскую и Русскую) и 5 автономных православных церквей, которые полностью признаются друг другом как канонические. Еще 8 автокефальных церквей (включая УАПЦ) признаны лишь некоторыми из канонических церквей и имеют «полулегальный» статус. А вот с полдюжины самопровозглашенных национальных (УПЦ КП, Черногорская, Македонская, Абхазская и др.) большинством канонических церквей вообще считаются лишь раскольниками. Конечно, если вас не пугает, что крещение или венчание в одной из таких церквей не признают в других, то ничего страшного в их «не каноничности» нет.

При этом надо понимать, что дело тут не только в религии. У всех канонических церквей есть своя территория, с которых они «кушают» и которые они защищают от конкурентов (см. карту). Между ними существуют договоренности не только не залезать на чужое «пастбище», но и не признавать самопровозглашенные автокефалии. Поэтому можно с уверенностью сказать, что РПЦ в её противостоянии с украинскими «сепаратистами» поддержать почти все церкви, имеющие такие же проблемы (Сербская, Константинопольская). Кроме того, на стороне Москвы наверняка будут и патриархии Ближнего Востока, которые очень нуждаются в поддержке, особенно в свете последних событий в Сирии.

Юридический вопрос

То, что в Украине закон вот уже 4 года трактуется вольно и однобоко теми, у кого есть власть и сила, вовсе не означает, что подобный метод можно применить за её пределами. Получить легальный автокефальный для церкви статус в обход существующих правил и традиций не получится, потому что вряд ли сообществу канонических патриархатов нужен такой прецедент. В лучшем случае они просто заболтают эту тему, как уже сделали это в 2009 году.

Поэтому Порошенко поступил как-то юридически безграмотно, когда направил Константинопольскому патриарху Варфоломею обращение от Верховной Рады с просьбой издать томос (типа церковного декрета) о предоставлении автокефалии украинской православной церкви. Ну, во-первых, это прямое нарушение Конституции Украины, запрещающей государству и церкви лезть в дела друг другу. А, во вторых, у патриарха Варфоломея нет таких полномочий.

Дело в том, что Константинопольский патриарх хоть и зовется также Вселенским, не является при этом начальником всех других патриархов – он просто «первый среди равных по чести», распоряжается же он может только в границах территории своего Константинопольского патриархата. Как известно, Киев и вся Украина с 17 века года века перешли под «юрисдикцию» Московского патриархата, и поэтому Константинопольский даже при всем желании не может дать автокефалию ни одной из украинских церквей. С тем же успехом об этом можно было бы попросить патриарха Александрийского!

Два года назад украинские политики были куда умнее: тогда Верховная Рада приняла постановление-обращение № 1422-VIII, с просьбой к патриарху Варфоломею «признать недействительным акт от 1689 года» о переходе Киевской метрополии в подчинение Московскому патриархату, что автоматически бы вернуло её в подчинение патриархату Константинопольскому. Судя по задумке, над этим обращением работали юристы украинских рейдеров, привыкшие манипулировать подобным «признанием недействительности» в ходе передела собственности (так они захватывали заводы и лесопарки).

Однако никакой внятной реакции Константинополя на это обращение не последовало. Вряд ли патриарху Варфоломею хотелось бы ввязываться в подобную авантюру лишь затем, чтобы на денек-другой вернуть и тут же отпустить навсегда в свободное плавание Киевскую митрополию. А вот ссора с Москвой обошлась бы ему очень дорого! Поэтому можно с уверенностью сказать, что и нынешнее обращение к патриарху Варфоломею ожидает такая же участь.

Нет у Киева шансов и на коллегиальное предоставление автокефалии, когда просьбу претендующей на неё церкви одобряют все главы канонических церквей на специальном соборе. Блокирования Всеправославного собора 2016 года патриархами Московским, Грузинским, Болгарским и Антиохийским продемонстрировало, что даже намек на рассмотрение автокефалии украинской церкви будет встречать жесткое сопротивление Москвы и союзных с ней патриархий. Опять же, кто из предстоятелей захочет ссориться с Россией из-за Украины, кто решится начать политическую войну между каноническими патриархатами? Разве что на них окажет некое сильное давление, но кто - американцы?

Ну и самый острый вопрос – о какой именно украинской православной церкви говорят киевские политики, выступающие за её каноническое признание? Их у нас аж три штуки, и никакого единства между ними даже не намечается. При этом, хотя УПЦ МП, казалось бы, выпадает из ряда претендентов на «единую поместную», именно у неё больше всего шансов её получить, потому что она единственная полностью каноническая православная церковь Украины. В принципе она может получить автокефалию одним росчерком пера Московского патриарха! А вот УАПЦ и УПЦ КП, при всём к ним уважении – это лишь следствия двух неудачных попыток (1920 и 1992 г.г.) одностороннего создания самостоятельной православной церкви Украины. Кстати потому и неудачных, что одностороннего. Такую же неудачу терпели самопровозглашенные православные церкви в других странах.

Впрочем, наиболее вероятный возможный вариант «создания украинской поместной церкви» в планах национал-патриотов (и, возможно, Банковой) заключается в следующем: сначала УПЦ КП добивается официального признания и автокефалии, затем с нею объединяется УАПЦ, а на заключительном этапе она вытесняет из Украины УПЦ МП, поглощая её приходы и храмы. Именно об этом сценарии постоянно твердят украинские «патриоты». Однако, как мы выяснили, его реальность маловероятна (практически невозможна) уже на первом этапе. Так что, по существо, затея Порошенко – это строительство Вавилонской башни.

Война и мир

Как и большинство предыдущих инициатив и заявлений нынешней власти, «церковная реформа» Порошенко вызвала далеко не однозначную реакцию общества. Конечно, половина Украины возликовала: кто-то искренне надеется, что с церковным расколом будет покончено, что украинцы собственную каноническую православную церковь, но многие просто со злорадством стали разминать пальцы, чтобы ткнуть Москве очередной кукиш. Увы, нередко этими кукишами весь «украинский патриотизм» и ограничивается.

Зато другая половина Украины сей радостный оптимизм ничуть не разделяет, и очень много независимых от власти политологов и оппозиционных политиков высказались об этом и в СМИ, и в своих блогах (см. ниже). Простой же народ зачастую был не столь сдержан в своих выражениях, даже несмотря на то, что тема в буквальном смысле касается святого.

Кое-где между политиками уже начались перепалки на православную тематику. Но, увы, никто из них словно в упор не видит две очевидные причины, которые и создали в Украине это межцерковное противостояние, грозящее перерасти во что-то более серьезное.

Причина первая: церковный раскол в Украине есть суть отражение раскола общественно-политического, а тот был создан на почве искусственно инициированного конфликта двух культурно-исторических половин Украины. Каждый раз, когда одна часть Украины начинает навязывать другой свой язык, свою историю, свои векторы, свои скрепы, это вызывает противление другой – и вспыхивает конфликт. Это будет продолжаться вечно, пока либо политики не признают, что украинцы это многоязычная мультикультурная и «многовекторная» нация, и что это многообразие нужно уважать, либо пока одна часть Украины не перебьет другую, либо пока наша страна не превратится в огрызок.

Положа руку на сердце, в Украине нужны две православные церкви: одна «национальная», прозападная, а другая «пророссийская». То есть в идеале это были бы УАПЦ или УПЦ КП с одной стороны, и УПЦ МП с другой – и чтобы обе были каноническими и признанными, а главное, чтобы они признавали и уважали друг друга. При этом чтобы между ними не было никакого раздела территории: пусть каждая имеет право работать от Львова до Луганска, пусть храмы УАПЦ и УПЦ МП стоят рядом друг с другом и конкурируют за прихожан. Это был бы идеальный православный мир! Но чтобы достичь этого рая на земле, сначала украинцам нужно научиться точно так же жить рядом и уважать друг друга: русскоязычным и украиномовным, поклонникам СССР и фанатам Бандеры. Вот только никто такой вариант даже не рассматривает, у всех на уме одно: нагнуть и уничтожить противника.

Причина вторая: даже не смотря на то, что православные церкви всегда сами тяготели к партнерству с властью, а значит и к политике, это именно миряне активно затягивают в неё церковь. Сначала приглашают батюшек в школы преподавать Слово Божие, потом тянут их в армию исповедовать солдатиков, затем просят освятить оружие – а там и благословить на победу над врагами! И вот уже начинается разделение: ага, вот этот батюшка служит капелланом в ВСУ, он молодец и патриот Украину, а вот тот был священником у сепаратистов – ловите его, он враг и сотрудник ФСБ!

То есть и тут мы приходим к аналогичному выводу: корень проблемы лежит в расколе общества, а он возник из-за того, что политики провоцируют взаимную нетерпимость, натравливают одну часть Украины на другую. И совершено понятно, что эти политики, объявив о намерении создания «единой украинской церкви», на самом деле поставили перед собой иную задачу: не объединить православных в одной церкви, а начать наступление на УПЦ МП, вооружившись автокефалией УПЦ КП. Вот и вся суть их затеи!

Но зачем это Петру Алексеевичу, ведь он же до сих пор числится диаконом «московской церкви»?! Странный вопрос. Ему что, впервые перебегать из одного лагеря в другой? То он годами маячил за спиной Кучмы, потом стал ближайшим соратников Ющенко, потом работал в правительстве Азарова, затем нарисовался на Майдане. Сейчас вот он пытается казаться великим украинским национал-патриотом, «отцом украинской церкви» - ну хотя бы до 2019 года, чтобы переизбрали. И если для этого нужно еще на пару лет затянуть АТО или спровоцировать конфликт между православными церквями, то разве он будет колебаться?

Успокаивает одно: очередная попытка создания «единой поместной церкви» в Украине обречена на очередной провал. Так что, с большой долей вероятности, всё обойдется, максимум, несколькими хулиганскими выходками национал-радикалов. И всё же это не отменяет вопроса необходимости преодоления великого украинского раскола – путем примирения, а не попыток взаимоуничтожения.

Виктор Дяченко, from-ua.com

 

Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Группа Донбасс информационный в Googleplus   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере
Отправить пост в социальную сеть:
Google +

Архив Новостей

2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
stat24.meta.ua
Copyright © 2011 - 2018 | www.donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!